Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
119119, г. Москва, Ленинский проспект, д. 42
Наш адрес
+7 (495) 938-83-78
Приемная

Сооружение линии электропередачи 6кВ в Казани в 1921 году - первый крупный проект электрификации республики в рамках плана ГОЭЛРО

	
Сооружение линии электропередачи 6кВ в Казани в 1921 году - первый крупный проект электрификации республики в рамках плана ГОЭЛРО

Сооружение линии электропередачи 6кВ в Казани в 1921 году - первый крупный проект электрификации республики в рамках плана ГОЭЛРО

В 1921 году была сооружена линия для передачи избыточной мощности электростанций Казанского порохового завода для питания Забулачной части города трехфазным переменным током напряжением 6 кВ.  Эта линия явилась первым ростком будущей высоковольтной электрической сети Казани и первым крупным реализованным проектом электрификации Татарии.  

Идея сплошной электрификации, прозвучавшая в 1920 году, подтолкнула к решительным действиям немно­гочисленный тогда отряд электротехников во всех уголках Советской России. Уже в июне 1920 года на базе ликвидированного электромеханического подотдела Комитета государственных сооружений Казанского ГСНХ был образован Отдел электротехнической промышленности (Электроотдел) Татарского Совета народного хозяйства (ТСНХ), который   занимался вопросами электрификации только что образованной республики, распределением электроэнергии, регулированием и направлением работы предприятий энергетики.  Летом 1920 года совместно с профессиональным союзом металлистов (куда входили и энергетики) отдел подготовил обра­щение ко всем электрикам молодой Татарской республики, которых призвали срочно собирать материалы об электростанциях, подготавливать соображения по поводу лучшего восстановления электротехнического хо­зяйства и более быстрого осуществления плана электрификации.

Не дожидаясь готовых решений и указаний, энтузиасты электрификации на местах ищут и находят возможность дать электрическую энергию хотя бы одному-двум районам, не­скольким улицам и предприятиям. Так, в мае 1920 года в газете «Знамя революции» заместитель председателя управления Казанского порохового завода Ильин писал, что «на электростанциях КПЗ имеется свободная мощность, кото­рая может быть использована для освещения г. Казани, ...могла быть достигнута значительная экономия в топли­ве, используя пар, отработавший в паротурбинах, для на­гревательных и отопительных нужд производства... Разгру­зится 1-я Казанская электростанция».  Завод, располагая значительной электрической мощностью, потреблял примерно её половину. Обоснование было подготовлено работниками электрической части завода.

Предложение заводчан было изучено Электроотде­лом ТСНХ, и уже 17 октября того же года утверждается про­ект линии электропередачи 6 кВ Казанский Пороховой завод - город Казань для питания Забулачной части города трехфазным переменным током. Таким образом, электростанция порохового завода должна была принять на себя нагрузку, как части города Казани, так и фабрики Алафузова и трамвая.

В 1915 году на пороховом заводе была пущена первая в Казанской губернии электростанция трехфазного переменного тока напряжением 2,1 кВ, которая состояла из двух станций — дизельной и паротурбинной.  Было принято решение  обеспечивать  Казань электроэнергией от электростанции порохового завода при параллельной работе обеих его станций. На первой были установлены шесть двигателей Дизеля с генераторами трехфазного тока обшей мощностью 1 350 кВт, напряжением 2,1 кВ. На второй, без учёта повреждённой при пожаре 1917 года третьей турбины, были установлены две паровые турбины по 1 250 кВт, напряжение тоже 2,1 кВ.Таким образом, общая мощность станций завода определялась в количестве 3 850 кВт. За вычетом потребной для нужд завода мощности в 1 500 кВт, остающаяся свободной оказалась равной 2 350 кВт. Эта мощность могла снабжать энергией трамвай, Алафузовскую фабрику и город. Для этого было необходимо установить на пороховом заводе повышающие трансформаторы с 2,1  до 6 кВ и установить приёмные трансформаторы у Алафузовской и трамвайной подстанций, городских объектов.

Строительство линии, монтаж трансформаторных подстанций велись ударными темпами. Значимость, которую придавали реализации этого проекта, показывает и то, что рабочим, при содействии профессионального союза металлистов, выделялся месячный продоволь­ственный паёк, который состоял из овсяной муки, мяса, жиров, сахара, соли, кофе и спичек. Наркомату продовольствия было предложено отпустить 250 пайков для производства работ, приняв норму одинаковую с рабочими электростанции.

Готовясь к включению новой линии, Электроотдел ТСНХ в 1921 году обращается к горожанам с предупреждением об опасности высокого напряжения 6000 вольт. Энергетики предупреждали, что «…в предупреждение несча­стных случаев, могущих произойти от действия токов высокого напряже­ния воздушной линии электропередачи пере­менного тока 6000 вольт напряжением, идущей по левой стороне старой дамбы по направлению от города, безусловно, воспрещается посторон­ним лицам влезать на столбы, укреплять на столбах какие-либо про­вода, также и провода военно-полевого теле­фона; кроме того, воспрещается пус­кание змеев близ линии, представляющее смер­тельную опасность в слу­чае прикосновения змея к проводам. Столбы вы­соковольтной передачи отмечены изображени­ем черепа и надписью «СМЕРТЬ».

Эта линия 6 кВ явилась первым внушительным ростком в бу­дущей высоковольтной электрической сети Казани. В это же время возобновилось начатое до первой мировой войны строительство второй городской Казанской элект­ростанции (на берегу озера Кабан), от которой должно было пойти развитие высоковольтных сетей такого же напряжения. 


Зульфат Мингалиев,

руководитель Контакт-центра филиала ОАО «Сетевая компания»

Дирекции по обслуживанию потребителей

Республики Татарстан

Фотографии к новости: