«Цифровизация экономики невозможна без цифровизации топливно-энергетического комплекса. Она позволит оптимизировать процессы, внедрить искусственный интеллект, который уже принимает решения, позволяющие управлять электрической сетью», – отметил министр энергетики Александр Новак на встрече в Совете Федерации.
Каких именно, министр энергетики России Александр Новак рассказал 26 сентября на встрече, организованной Комитетом по экономической политике Совета Федерации, в ходе открытого диалога, посвященного особенностям функционирования топливно-энергетического комплекса в регионах страны.
Цены на топливо под контролем
Один из самых острых вопросов касается цен на нефтепродукты, а именно на бензин и дизельное топливо. Минувшей весной автомобилисты били тревогу – цены на топливо стремительно росли, в итоге правительство было вынуждено экстренно предпринимать меры для урегулирования ситуации.– За два с половиной месяца цены на бензин и дизельное топливо для автомобилистов не изменились, сейчас они находятся на уровне конца мая – начала июня этого года. Средняя цена на бензин по стране составляет 41,5 рубля за литр, а средняя цена на дизельное топливо – 44,3 рубля. Понятно, что по регионам цены несколько отличаются, это обусловлено транспортной составляющей, но речь идет о незначительных колебаниях, – пояснил Александр Новак.
По его словам, объемы производства нефтепродуктов достаточны для удовлетворения внутреннего спроса по бензину и дизельному топливу и для обеспечения поставок на экспорт, что в основном касается дизельного топлива – его производится в два раза больше, чем потребляется на внутреннем рынке.
– Летом Госдума приняла закон «О внесении изменений в Налоговый кодекс РФ…», который позволит в будущем внедрять инструменты для демпфирования факторов, влияющих на рост цен, а именно: рост цен на мировых рынках, ослабление рубля по отношению к доллару и акцизы на нефтепродукты. Также в Налоговом кодексе предусмотрены изменения, связанные с внедрением механизма отрицательного акциза для нефтеперерабатывающих заводов с тем, чтобы демпфировать снижение экспортной пошлины. Приняты изменения в Налоговый кодекс по равномерному уменьшению в течение пяти лет размера экспортной пошлины с 30 % до 0 % (по 5 % в течение шести лет. – Прим. авт.). Кроме того, предусмотрен механизм демпфирующего акциза для нивелирования между экспортным нэдбэком и ценой на внутреннем рынке, что позволит нам сохранять цены на нефтепродукты на уровне не выше роста инфляции, – прокомментировал министр. – Параллельно в законодательство внесены изменения о снижении с 1 июля акцизов на дизельное топливо на 2000 рублей (на тонну), на бензин на 3000 рублей (на тонну). В целом, Минэнерго жестко отслеживает ситуацию, а компании взяли на себя обязательство не увеличивать цены на заправках.
Загвоздка – в неэффективном механизме
На совещании у премьер-министра РФ Дмитрия Медведева 17 сентября в числе прочих рассматривались вопросы стимулирования добычи нефти. Основной вопрос, который Минэнерго вынесло на заседание, касался стимулирования добычи в Западной Сибири.– В этом регионе добывается две трети нашей нефти, но в течение последних десяти лет наблюдается снижение показателей нефтедобычи в связи с истощением месторождений, – отметил Александр Новак. – Мы обеспокоены тем, что существующий налоговый механизм не позволяет более эффективно разрабатывать действующие месторождения, повышать коэффициент использования нефтедобычи. Сегодня он ниже, чем в других странах, – порядка 35 %, а должен быть выше 40 %. В связи с этим нами предложен ряд инструментов, которые одобрены председателем правительства, в том числе: введение механизма ускоренной амортизации (так называемый «аплифт)»; стимулирование геологоразведочных работ; распространение налога на добавленный доход на всю Западную Сибирь; льготы для новых месторождений; снижение НДПИ для новых третичных методов извлечения нефти, то есть более дорогих, которые при существующей системе налогообложения не используются ввиду неэффективности, а также стимулирование добычи нефтяных оторочек.
Угольная отрасль выходит на рекорд
– На президентской комиссии по ТЭКу, заседание которой состоялось 27 августа в Кемерове, Минэнерго был дан ряд поручений. В частности, поручено внести изменения в стратегию развития угольной промышленности на период до 2030 года, продлив ее до 2035 года, и внести изменения по показателям. Это обусловлено тем, что угольная отрасль России развивается более высокими темпами, чем было предусмотрено в принятых ранее стратегических документах, – сообщил Александр Новак.Угольная отрасль действительно перевыполняет целевые показатели, которые были отражены в стратегии: в прошлом году добыто 410 млн тонн, а в нынешнем, по оценкам ведомства, добыча составит 424 млн тонн.
– Таких рекордов не было даже в советское время, и в этом году угольная отрасль может выйти на новый рекорд. Следовательно, мы должны зафиксировать новые показатели добычи – 560 миллионов тонн к 2024 году вместо 450 миллионов тонн, то есть прирост составит более чем 20 %, а к 2025 году нужно выйти на добычу в 590 миллионов тонн вместо 480 миллионов. Чтобы реализовать задуманное, необходимо, прежде всего, развивать железнодорожную и портовую инфраструктуру. Это позволит увеличить объемы экспорта в Азиатско-Тихоокеанский регион. Уже даны соответствующие поручения, они коррелируются Указом Президента № 204 от 7 мая 2018 года, и мы сейчас плотно этим занимаемся, – резюмировал глава ведомства.
Проблемным регионам – особое внимание
В ряде регионов России уже стартовал отопительный сезон, другие только готовятся к включению тепла. Александр Новак оценил подготовку регионов к прохождению осенне-зимнего периода 2018‑2019 годов как стабильную. Традиционно в летний период компании вложили существенные инвестиции в ремонтные работы, расчистку просек, подготовку генерирующего оборудования. Однако есть зоны особого внимания – регионы с высокими рисками, (например, Республика Саха (Якутия) и полуостров Крым), на них распространяется специальный приказ министра о мерах и мероприятиях, обязательных к проведению компаниями и самими регионами при подготовке к зиме.
– Ежегодно мы уделяем особое внимание оценке готовности субъектов электроэнергетики, субъектов Российской Федерации к прохождению ОЗП. Проводим федеральные штабы, куда приглашаем руководителей энергетических компаний, председателей штабов субъектов РФ, входящих в этот федеральный округ. Хотя срок оценки подготовки к ОЗП заканчивается 15 ноября, завершаем эту работу в сентябре, чтобы была возможность исправить имеющиеся недочеты, – подчеркнул господин Новак. – При этом мы оцениваем готовность не только генерирующего оборудования и сетевого комплекса, но и запасов топлива, а также наличие резервных источников энергоснабжения, даем соответствующие рекомендации. Проблемные регионы отслеживаем фактически в ручном режиме с тем, чтобы компании или субъекты РФ отчитались, что они провели все необходимые мероприятия и успели подготовиться к зиме. По результатам выдаем паспорта готовности.
ТЭК должен стать пионером в цифровизации
Цифровизация национальной экономики невозможна без цифровизации топливно-энергетического комплекса. Председатель Комитета Совета Федерации по экономической политике Дмитрий Мезенцев напомнил, что по распоряжению главы Совета Федерации Валентины Матвиенко в апреле при Палате регионов создан совет по цифровой экономике (его возглавил вице-спикер Совета Федерации Андрей Турчак). В связи с этим сенаторы хотели узнать из первых рук, как продвигается цифровизация энергетики.Александр Новак уточнил, что на данный момент цифровизация является одним из основных направлений деятельности как ведомства, так и правительства в целом. Тем более энергетика – важнейшая компонента национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
– Безусловно, весь мир движется в сторону цифровизации, развиваются и активно внедряются новые технологии, в том числе в топливно-энергетическом комплексе. Можно привести множество примеров по различным отраслям – нефть, газ, электроэнергетика становятся более умными, цифровыми, – говорит министр. – Мы рассчитываем, что цифровизация позволит оптимизировать издержки и управленческие процессы, внедрить искусственный интеллект, который будет принимать решения. К слову, он уже принимает отдельные решения, позволяющие более эффективно разрабатывать месторождения, управлять электрической сетью, заниматься диспетчеризацией. К примеру, в ХМАО-Югре у компании «Газпром» есть офис, который занимается цифровизацией пилотных месторождений. Побывав там, я был очень впечатлен тем, что фактически разработка пилотного месторождения осуществляется на базе предложений, которые делает искусственный интеллект в рамках внедренного АСУ ТП. То есть он выдает рекомендации, как лучше разрабатывать месторождение для того, чтобы наиболее эффективно его использовать. Такой же центр у «Газпром нефти» есть в Санкт-Петербурге. Другие компании также уделяют самое пристальное внимание цифровизации, в том числе «Сургутнефтегаз» и «Роснефть». Уже сегодня внедрены цифровые двойники – цифровые модели нефтеперерабатывающих заводов, которые помогают оптимизировать расходы на НПЗ. Не отстает электросетевой комплекс: в «Янтарьэнерго» в качестве пилотов внедрены цифровые РЭСы, они будут более активно внедряться и распространяться по всей стране. В угольную отрасль тоже приходят технологии, позволяющие роботизировать весь процесс; одна из целей использования здесь искусственного интеллекта – снижение травматизма и рисков аварийных ситуаций.
Кстати, в ведомстве создана специальная рабочая группа под руководством первого заместителя министра Алексея Текслера, куда входят представители ведущих отраслевых компаний. Одна из главных задач на ближайшую перспективу – создание единой цифровой платформы.
Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко добавила, что ТЭК должен стать пионером, а затем и лидером в сфере цифровизации:
– Очень важно, что вы понимаете, для чего цифровизируете энергетику, ведь есть компании, в том числе и в рамках ТЭКа, которые запрашивают у бюджета огромные деньги под цифровизацию без очевидного эффекта и результата. Это надо пресекать на корню. Для них цифровизация – модное веяние, а проводить цифровизацию бездумно нет смысла.
Когда закончится «хождение по мукам»?
Серьезный вопрос, касающийся приборов учета, поднял председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский. Он убежден: все средства контроля и приборы учета, которые находятся в квартире или индивидуальном жилом доме, должны устанавливаться и обслуживаться специальными организациями, но никак не гражданами.– Законодатели перестарались и перегрузили граждан ответственностью за приборы учета. В настоящий момент гражданин обязан самостоятельно выбрать и купить соответствующий прибор, найти организацию, которая его установит, оплатить установку, обеспечить ввод в эксплуатацию и приемку с участием специалистов, а после обслуживать и программировать прибор, – заметил спикер. – К чести энергетиков, порядка с заменой электросчетчиков гораздо больше: достаточно дозвониться на горячую линию и обговорить все детали с диспетчером, а после оплаты счета в установленное время придет мастер, принесет счетчик и произведет замену. Это действительно очень высококвалифицированная услуга. Что касается других счетчиков: по воде – полный беспорядок, да и в газовой отрасли ненамного лучше – «хождение по мукам» с газовыми счетчиками считаю полным безобразием. Коллеги, нужно принимать решение в этом направлении более оперативно. К тому же, если приборы будут находиться в ведении энергоснабжающих организаций, они перестанут делать накрутки на каждом из этапов. Я пока не очень доволен темпами рассмотрения данного вопроса, он требует комплексного подхода. К этой работе следовало бы подключить и Минстрой. Тем более данная проблематика касается миллионов людей – только газовых счетчиков в стране используется 16,8 миллиона штук, а электрических еще больше. Исходя из этого, мы могли бы сформировать ежегодный заказ для
отечественной промышленности, развивать малое предпринимательство.
Валентина Матвиенко поддержала коллегу, заметив, что Минэнерго должно решать не только глобальные задачи, но и более мелкие, которые по факту являются не менее важными.
В ответ Александр Новак сообщил о том, что принято концептуальное решение по переложению ответственности с потребителя на ресурсоснабжающие организации. При этом наладить процесс с приборами учета электроэнергии оказалось гораздо проще, ведь счетчики, как правило, установлены в подъезде, и при желании их можно вынести за пределы жилого дома.
– Устанавливать, обслуживать и делать поверку таких счетчиков будут гарантирующие поставщики, это прописано в поправках к законопроекту. Что касается индивидуальных жилых домов либо розничных коммерческих потребителей, за их счетчики будет отвечать электросетевая организация. По сути, на бумаге проблема решена, но закон еще не принят.Также в настоящее время идет дискуссия по источникам финансирования, поскольку нужно обеспечить расходы и в энергосбытовой компании, и в электросетевом комплексе. Для электросетевого комплекса это меньше 1% в тарифе, а для сбытовой компании с совершенно другой выручкой, это несколько иные расходы. Совместно с Федеральной антимонопольной службой мы сейчас обсуждаем источники финансирования энергосбытовой компании на покупку и обслуживание счетчиков, — отметил господин Новак. — Что касается готовности нашей промышленности обеспечить глобальное производство недорогих и качественных интеллектуальных счетчиков, Минпромторг гарантирует, что такие предприятия есть и они смогут выполнить запрос.
Резюмируя услышанное, Валентина Матвиенко подчеркнула: эта тема требует более тщательного рассмотрения, поэтому Совет Федерации готов создать рабочую группу для проработки проблемных точек с Минэнерго и Министерством строительства и ЖКХ.