Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
119119, г. Москва, Ленинский проспект, д. 42
Наш адрес
+7 (495) 938-83-78
Приемная

Заседание Рабочей группы по вопросам тарифного регулирования в сфере электроэнергетики и жилищно-коммунального комплекса

	
15 ноября 2019
Заседание Рабочей группы по вопросам тарифного регулирования в сфере электроэнергетики и жилищно-коммунального комплекса

В четверг 14 ноября 2019 года в Зале коллегии Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации состоялось очередное заседание Рабочей группы по вопросам тарифного регулирования в сфере электроэнергетики и жилищно-коммунального комплекса. В повестку дня был заявлен всего один вопрос – «Резерв мощности и последствий его применения для потребителей розничных рынков электрической энергии (мощности)».

Суть данного вопроса связана с инициативой Минэнерго, которое внесло в Правительство РФ проект постановления о введении платы за резерв электросетевой мощности. Сейчас, по оценке Минэнерго, в энергосистеме не используется до 65% мощности сетей более чем на 100 ГВт. Потребители оценивают свои дополнительные траты в самом пессимистическом варианте в 342 млрд рублей в год. Им предлагается предоставить переходный период, чтобы отказаться от избытка мощности.

Минэнерго внесло в правительство свой вариант решения проблемы неиспользуемой электросетевой мощности (документ от 11 сентября). Проект постановления предлагает механизм, который позволит отказаться от избыточной мощности тем, кому она больше не нужна, и передавать её новым потребителям.            Новая инициатива коснётся крупных потребителей (не менее 670 кВт) с 2020 года. Многие крупные предприятия, как отмечается в пояснительной записке к документу, используют лишь часть мощности электросетей, которая за ними зарезервирована. Так, в 2010–2016 годах было построено до 65 ГВт сетей, а фактически потребляемая мощность составляет лишь 7,5 ГВт (12% от заявленной). Ежемесячный объём неиспользуемой мощности в ЕЭС РФ достигает 65% (101 ГВт).

В данном заседании рабочей группы приняли участие как представители крупных сетевых, сбытовых компаний, предприятий ЖКХ, крупных потребителей на рынке электроэнергии, научного сообщества в лице компетентных представителей Высшей школы экономики. Представители от каждой стороны подготовили презентации, в которых постарались отразить преимущества, недостатки и риски, связанные с реализацией данного проекта Постановления.

Отдельные участники совещания, в большей степени представляющие крупных потребителей электроэнергии (РУСАЛ, СИБУР, Роснефть, ЛМК и т.д.), в своих выступлениях делали упор на то, что большинство принимаемых нормативно-правовых документов, в том числе и проект рассматриваемого проекта Постановления Правительства РФ, учитывают в первую очередь интересы крупных сетевых компаний, таких, как ПАО «Россети», которым выгодно снижение объёмов неиспользуемой мощности.

В настоящее время оплачиваются только фактические объёмы потребления, при этом сетевая монополия должна содержать все мощности. Эти расходы закладываются в тариф на передачу и недозагруженные потребители обслуживаются за счёт остальных.

В проекте документа также предусмотрен понижающий коэффициент 0,55 для объектов, требующих повышенного резерва мощности, например для резервных насосов объектов теплоснабжения, водоснабжения. Но даже такой понижающий коэффициент не устраивает потребителей. Так, по информации «Мосводоканала», резерв компании сейчас составляет 74,5%, необходимость его оплаты повысит стоимость электроэнергии в 2,4 раза, тарифы на водоснабжение и водоотведение вырастут на 21%. В связи с этим просят полностью исключить из сферы действия проекта объекты коммунальной инфраструктуры.

ФАС в свою очередь придерживается позиции, что плату за резерв нужно вводить только в регионах с дефицитом сетевой мощности и только для новых потребителей. Подход же с применением понижающего коэффициента для предприятий ЖКХ служба называет «дискриминационным».

Гендиректор «Сообщества потребителей энергии» Василий Киселёв заявил, что проект лишён экономического и технологического обоснования, в качестве «резерва» приводятся «бездоказательные бумажные цифры», а «вред для экономики от его утверждения будет вполне реальным и очень существенным».

По результатам проведенного совещания стало очевидно, что критических разногласий, проблемных и рисковых моментов в рассматриваемом проекте документа еще очень много. Руководители ФАС заверили участников совещания в том, что они обобщат все обозначенные сторонами вопросы и внесут их на рассмотрение Правительств РФ.

От отраслевого Профсоюза в заседании Рабочей группы по вопросам тарифного регулирования в сфере электроэнергетики и жилищно-коммунального комплекса принял участие заместитель Председателя ВЭП А.В. Мурушкин.