Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
119119, г. Москва, Ленинский проспект, д. 42
Наш адрес
+7 (495) 938-83-78
Приемная

Предложения Всероссийского Электропрофсоюза к поправкам в Конституцию Российской Федерации

	
5 Февраля 2020
Предложения Всероссийского Электропрофсоюза к поправкам в Конституцию Российской Федерации

Инициатива Президента РФ, озвученная им в рамках своего ежегодного обращения к Федеральному Собранию и связанная с необходимостью внесения изменений в основной закон государства – Конституцию РФ, вызвала широкое обсуждение не только в государственном секторе, но и во всех слоях населения страны.

Внесенный в Государственную Думу РФ проект о поправках в Конституцию Российской Федерации рассматривался 29 января текущего года на заседаниях Исполкома и Генерального совета Федерации независимых профсоюзов России.

Всероссийский Электропрофсоюз, учитывая остроту и важность рассматриваемого вопроса, сформировал самостоятельную позицию, основанную на четком соблюдении Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», высказав своё мнение и предложив поправки исключительно к профессиональной сфере деятельности, а именно:

 

1. Предлагаемое изменение в часть 5 статьи 75 Конституции РФ:

«В Российской Федерации гарантируются минимальный размер оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации и индексация социальных пособий и иных социальных выплат в порядке, установленном федеральным законом».

Комментарий.

В настоящее время право работника на получение заработной платы не ниже МРОТ уже гарантируется Трудовым кодексом РФ. В соответствии со ст. 133 Трудового Кодекса РФ утверждённый МРОТ действует на территории всей страны и не может быть менее прожиточного минимума трудоспособного населения.

Действующее законодательство предусматривает разветвлённую систему социальных выплат, в то же время в нем отсутствуют механизмы чёткой взаимосвязи пособий и иных социальных выплат в связи с потерей работы или невозможностью продолжить трудовую деятельность в силу состояния нетрудоспособности с показателем прожиточного минимума.

Прожиточный минимум – это минимальный уровень дохода, который необходим для удовлетворения жизненных потребностей человека.

По этой причине считаем принципиально важным гарантировать минимальный размер оплаты труда не менее величины прожиточного минимума не только трудоспособному населению, но и соблюдения данного уровня для пособий по безработице и выплат в связи с утратой трудоспособности.

В приведённых поправках ст.75 Конституции РФ не были закреплены такие важные гарантии в сфере оплаты труда, которые активно отстаивались все последнее время Профсоюзами России. Например, не нашло закрепление в предлагаемых нормах Конституции РФ усиление требования, что при установлении системы оплаты труда нормы, гарантирующей работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда и с начислением повышенной оплаты труда в связи с работой в особых климатических условиях и др. сверх минимального размера оплаты труда.

 

2. Предлагаемое изменение в статью 75 Конституции РФ частью 6:

«В Российской Федерации формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддерживается её эффективное функционирование, а также регулярно осуществляется индексация размера пенсий в порядке, установленном федеральным законом».

Комментарий. Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрен механизм индексации пенсий два раза в год. Но в то же время, начиная с 2016, года пенсии работающих пенсионеров не индексируются согласно принятого Федерального закона от 29.12.2015 N 385-ФЗ. Принятые поправки вызвали многочисленные судебные споры, дошедшие до рассмотрения в высших судебных инстанциях. В своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, сделал вывод о том, что определение порядка индексации пенсий как одного из способов повышения их размеров также является прерогативой законодателя, который вправе изменять установленное им в данной сфере регулирование, учитывая финансово-экономические возможности государства на соответствующем этапе его развития и соблюдая при этом конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан.

Существующее федеральное пенсионное законодательство предусматривает регулярное осуществление индексации размера пенсий, в то же время существующий порядок их проведения, установленный федеральным законом, не является справедливым.

 

3. Предлагаемое изменение в статью 79:

«Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами Российской Федерации, если это не влечёт за собой ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации».

Комментарий. Одним из представителей межгосударственной организации является Европейский суд по правам человека. Это международный судебный орган, юрисдикция которого распространяется на все государства – члены Совета Европы, ратифицировавшие Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, включающий все вопросы, относящиеся к толкованию и применению конвенции, включая межгосударственные дела и жалобы отдельных лиц. Предметом жалобы могут быть только права и свободы, гарантируемые конвенцией или её протоколами. Перечень этих прав достаточно широк, но в нём присутствуют права, связанные с трудовыми правами, свободой собраний и объединений.

В связи с вышеизложенным, не может не настораживать включение в перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти» включён Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

Согласно ст. 30 Конституции РФ каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. В законе чётко сформулирован и предмет регулирования - «общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений».

Таким образом, акцент поставлен именно не на порядок создания или деятельности общественных объединений, а на реализацию гражданами своих прав на объединение. В предложенном проекте каких-либо предложений и вариантов трактовки статьи 30 Конституции не предложено, что вызывает непонимание необходимости пересмотра Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

Далее, право каждого на объединение относится к базовым ценностям общества и государства, основанным на принципах господства права и демократии, и включает в себя право свободно создавать объединения для защиты своих интересов и свободу деятельности общественных объединений. С этим корреспондируют положения Международного пакта о гражданских и политических правах (п. 1 ст. 22) о праве каждого на свободу объединения (ассоциации) с другими.

В этой связи, считаем преждевременным отказ от применения решений межгосударственных органов, так как это снизит возможность граждан в полной мере защитить своё право на труд и свободу объединения.