Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Трудовое законодательство РФ

Новации в законодательных актах



1.НОВАЦИИ В ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТАХ

Федеральный закон от 26.07.2019 N 231-ФЗ "О внесении изменения в статью 136 «Порядок, место и сроки выплаты заработной платы Трудового кодекса Российской Федерации»

Срок сообщения работодателю об изменении кредитной организации, в которую должна быть переведена заработная плата работника, увеличен с 5 рабочих дней до 15 календарных дней

Обоснование законодателя. Увеличенный срок позволит исключить риск невыполнения работодателем норм трудового законодательства из-за причин, независящих от него (например, из-за необходимости технической обработки большого количества подобных заявлений).

Срок перевода в другой банк. По новым правилам сотрудник, который хочет сменить зарплатный банк, должен сообщить работодателю реквизиты не менее чем за 15 календарных дней до дня выплаты зарплаты (а не за 5 рабочих дней, как прежде).

Штрафы. Если работнику помешали сменить зарплатный банк (например, проигнорировали его просьбу или выполнили её с опозданием), виновных теперь могут наказать так же, как за невыплату зарплаты.

Прежде воспрепятствование замене зарплатного банка не было оговорено в качестве отдельного нарушения. Работодателей штрафовали по общей норме об ответственности за нарушение трудового законодательства - статья 5.27. п.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права»

С 6 августа организация может быть оштрафована с учётом п.6. статьи 5.27 КоАП РФ:

- первое нарушение: 30 000 - 50 000 руб. или предупреждение;

- повторное: 50 000 - 100 000 руб.

Руководитель или бухгалтер:

- повторное: 10 000 - 20 000 руб. или дисквалификация

- повторное: 20 000 - 30 000 руб. или дисквалификация

Даже если в актах, регулирующих трудовые отношения (например, коллективном договоре), указан конкретный зарплатный банк, просьбу работников о его смене все равно нужно выполнить.

Документы: Федеральный закон от 26.07.2019 N 231-ФЗ, Федеральный закон от 26.07.2019 N 221-ФЗ, Обзор АО "Консультант Плюс»: "Смена зарплатного банка: новое с 6 августа".

2. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Суд определил, "сгорают" ли при увольнении неиспользованные отгулы за работу в выходные

До ухода из компании работник не использовал дни отдыха за работу в выходные и праздники. Он посчитал, что при увольнении работодатель должен был выплатить за отгулы компенсацию, с чем и обратился в суд.

Самарский областной суд поддержал компанию (Апелляционное определение Самарского областного суда от 11.06.2019 по делу N 33-7034/2019). Сотрудник изначально выбрал дополнительные дни отдыха и мог их использовать. Обязанность компенсировать отгулы, которые остались у работника до увольнения, законом не предусмотрена.

Подобного подхода придерживается Мосгорсуд (Апелляционное определение Московского городского суда от 14.11.2017 по делу N 33-46542/2017).

Однако есть и противоположная практика. Так, Воронежский областной суд (Апелляционное определение Воронежского областного суда от 07.12.2017 по делу N 33-9238/2017) и Тамбовский областной суд (Решение Тамбовского областного суда от 26.03.2018 по делу N 7-118(2)/2018) считают, что неиспользованные отгулы подлежат оплате.

Верховный Суд Российской Федерации: обращение работника в ГИТ может быть уважительной причиной пропуска срока подачи иска

Такую позицию Верховный суд обозначил в п. 10 обзора судебной практики.

Уволенный работник обратился в инспекцию труда. Там ему указали на возможность пойти в суд. Он подал иск, но срок обращения уже был пропущен. Первая и вторая инстанции ему отказали.

Верховный Суд Российской Федерации направил дело на новое рассмотрение. Работник правомерно ожидал, что сможет восстановить трудовые права вне суда. После ответа ГИТ он в кратчайшее время обратился в суд. Такие действия работника наряду с другими обстоятельствами (например, прохождением им лечения) говорят об уважительности причин пропуска срока.

Документ: "Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019)

Верховный Суд Российской Федерации: не все условия трудового договора перестают действовать после увольнения

В трудовом договоре установили, что при выходе работницы на пенсию компания ежемесячно выплачивает ей вознаграждение. Также указали, что в случае её смерти работодатель возьмёт на себя расходы на погребение и выплатит членам семьи трёхкратный размер пенсии.

Первое обязательство компания выполняла. Однако, когда работница умерла, организация ничего выплачивать членам семьи не стала. Её супруг обратился в суд.

Первая инстанция обязала организацию исполнить условия трудового договора, но апелляция решение отменила. Условие о выплатах в связи со смертью сотрудницы имело силу только в период действия трудового договора. С его расторжением права и обязанности сторон и их статус перестали действовать.

Верховный Суд Российской Федерации не согласился с апелляцией и оставил решение суда первой инстанции в силе. Увольнение не отменяет все права и обязанности сторон. Трудовым договором могут регулироваться отношения, производные от трудовых и непосредственно с ними связанные. Они могут действовать и после увольнения. В таком случае термин "работник" обозначает конкретного человека, а не указывает на его правовой статус.

Документ: Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.2019 N 67-КГ19-5

3. ПЕРСПЕКТИВЫ.

Депутаты рассмотрят проекты о принудительном взыскании невыплаченной зарплаты

Согласно поправкам к ТК РФ инспектор труда сможет принять решение о принудительном исполнении работодателем обязанности выплатить начисленную, но не выплаченную зарплату. То же самое касается и других трудовых выплат. Правило будет применяться, если компания вовремя не выполнит предписание инспектора погасить долг перед работником.

Указанное решение инспектора будет исполнительным документом. В течение трёх рабочих дней после дня принятия его направят работодателю. На обжалование документа в суде у компании будет 10 дней со дня получения. После того как срок обжалования истечёт или суд вынесет решение не удовлетворять жалобу, электронный экземпляр решения инспектора труда направят приставам.

В связи с данными нововведениями Закон об исполнительном производстве планируют дополнить положениями об особенностях исполнения решения инспектора труда. Так, пристав вынесет постановление о возбуждении исполнительного производства и запросит у кредитной организации сведения:

- о видах и номерах банковских счетов должника;

- количестве и движении денег в рублях и иностранной валюте.

У работодателя будет время добровольно исполнить требования. По истечении данного срока пристав вынесет и направит в кредитную организацию постановление о взыскании денег (при наличии счетов). Последняя должна будет незамедлительно перевести деньги взыскателю.

Поправки не будут распространяться на стимулирующие выплаты топ-менеджеров банков, которые близки к банкротству.

Обоснование законопроекта. В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации право работника на своевременную и полную выплату заработной платы в соответствии с его квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы обеспечено государственной гарантией, в том числе реализуемой посредством государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Подобная защита трудовых прав работников соответствует положениям Конвенции Международной организации труда № 95 относительно защиты заработной платы 1949 года, предусматривающим приоритетный порядок охраны заработной платы работника.

Вместе с тем в целях обеспечения дополнительных гарантий
по восстановлению нарушенных трудовых прав работников, в том числе понуждения работодателя к их восстановлению, законопроектом предлагается наделить государственного инспектора труда полномочием принимать меры
по принудительному исполнению работодателем обязанности по выплате выявленной в ходе проведения проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, задолженности по начисленным, но не выплаченным работнику заработной платы и (или) другим выплатам, осуществляемым
в рамках трудовых отношений.

Реализация данного полномочия возможна только в случае неисполнения работодателем в срок ранее выданного в отношении его государственным инспектором труда предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, связанных с выплатой работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений.

Решение государственного инспектора труда по указанному вопросу оформляется в виде исполнительного документа в соответствии
с требованиями Федерального закона "Об исполнительном производстве"
и направляется в установленном порядке для исполнения в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов.

С учётом особенностей деятельности кредитных организаций взыскание денежных средств в виде заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, начисленных,
но не выплаченных лицам, занимающим должности единоличного исполнительного органа, его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера банка, руководителя, его заместителей и главного бухгалтера филиала банка, членов совета директоров (наблюдательного совета) банка, контролирующим банк лицам (определяемым в соответствии
с законодательством о банкротстве), в предлагаемом законопроектом порядке осуществляться не будет.

Предусмотренные законопроектом изменения учитывают практику правоприменения норм трудового законодательства в части реализации работниками права на обращение в государственную инспекцию труда в целях защиты своих трудовых прав и развивают механизмы такой защиты, а также создают дополнительные к судебным процедурам возможности для погашения перед работниками долгов по заработной плате и (или) другим выплатам, осуществляемым в рамках трудовых отношений.

Совершенствование полномочий государственных инспекторов труда
не повлечёт за собой дублирования полномочий судебных органов. При этом исключаются условия для двойного исполнения требований работника
по выплате заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, ввиду наличия у работодателя права подать возражения относительно исполнения судебного приказа, а равно обжаловать решение государственного инспектора труда.

Документ: Проект Федерального закона N 755318-7 (https://sozd.duma.gov.ru/bill/755318-7)

 

Появятся единые правила, как уничтожать персональные данные

Уничтожать персональные данные нужно будет с соблюдением требований, которые установит Роскомнадзор. Такое дополнение к Закону о персональных данных № 152-ФЗ подготовила Минкомсвязь.

Правило потребуется применять в следующих случаях уничтожения информации:

- невозможно обеспечить правомерность обработки персональных данных;

- цель их обработки достигнута;

- отозвано согласие на обработку персональных данных и сохранять их больше не требуется.

Сейчас нет правил о том, как уничтожать такие сведения. Поэтому у организаций возникает вопрос: каких действий достаточно для уничтожения персональных данных?

Напомним, если компания, не выполнит, например, обоснованное требование уничтожить персональные данные, ей грозит предупреждение или штраф от 25 тыс. до 45 тыс. руб. Должностных лиц тоже могут предупредить или оштрафовать на сумму от 4 тыс. до 10 тыс. руб.

Документ: Проект федерального закона (https://regulation.gov.ru/p/93621)

Для подготовки обзора использован ресурсы СПС "КонсультантПлюс» и ИПО «Гарант»



Назад в раздел