Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Путешествие по Дагестану работников Волжской ГЭС

Путешествие по Дагестану работников Волжской ГЭС

В одни из летних выходных, группа работников Волжской ГЭС со своими близкими отправилась за впечатлениями в солнечный Дагестан.

Утром путешественники достигли Чиркейской ГЭС, где по договоренности между профсоюзными организациями, была запланирована экскурсия. Нас встретил Абдулкерим Адильханов, председатель ППО Чиркейской ГЭС и технический руководитель станции Шарабудин Мутаев, которые рассказали нам о истории крупнейшей на Северном Кавказе ГЭС, её прошлом и настоящем. Гостеприимные хозяева одарили прекрасную половину нашей команды благоухающими розами, выращенными на территории станции. Мы также не остались в долгу и вручили коллегам сувениры от Волжской ГЭС.

Затем волжане прибыли на смотровую площадку возле поселка Дубки, с которой открывается захватывающий и завораживающий вид на Сулакский Каньон и красивые изгибы горной реки. Фотосессия удалась на славу.

На ночевку был разбит лагерь в красивом лесу с родником. Недалеко от лагеря на краю обрыва расположена площадка с обзором каньона и Миатлинской ГЭС, которая является второй ступенью Сулакского каскада ГЭС и выполняет функции контррегулятора Чиркейской ГЭС, выравнивая неравномерные суточные расходы воды в интересах сельского, рыбного и коммунального хозяйства, не допуская при этом холостых сбросов.

Установив палатки и лагерь, часть группы после ночной дороги легла спать, а самые энергичные поехали вниз в село Ново-Зубутли, в котором есть масса объектов для полноценного отдыха всей семьей, есть колесо обозрения, парк, домики для проживания и, конечно, катание на катерах, на один из которых мы сразу и забрались, конечно, предварительно одев спасательные жилеты. Получив заряд адреналина при проходе на полной скорости под низким мостом и крутыми разворотами, группа вернулась в лагерь отдыхать после практически бессонной ночи в дороге. Но в таких восхитительных местах спать не хочется и после ужина мы развели костер и долго обмениваясь впечатлениями дня.

Рано утром, собираясь в дальнейший путь, мы познакомились с радушием местных жителей, девушки из расположенного рядом туристического лагеря пришли в наш лагерь и угостили нас самой вкусной в Дагестане абрикосовой кашей. Когда вы будете в Дагестане, обязательно попробуйте эту кашу!

Поблагодарив девушек за угощение, мы поехали по трассе Р-275 через поселок Чиркей, объездную Буйнакска и Гимринский автодорожный тоннель протяженностью 4.3 километра, самый длинный автодорожный тоннель на территории России. Тоннель расположен в толще известняков и песчаников на глубине до 900м от поверхности. Диаметр сечения тоннеля - 9м, ширина проезжей части — 7м.

На выезде из тоннеля нас встретил Батырмурзаев Абдула Абдулаевич – председатедь ППО Ирганайской ГЭС, который, угостил нас ведром собранных на своем участке абрикосов, которыми славится аул Гимры. На правах хозяина профсоюзный лидер провел экскурсию по каменной башне Шамиля, построенной для обороны аула Гимры первым имамом Дагестана Гази-Мухаммадом и его мюридами, в числе которых был и Шамиль. Сделав фото на башне с гостеприимным Абдулой Абдулаевичем и получив в подарок от него макеты башни, группа продолжила маршрут.

Проехав мимо Ирганайской ГЭС и доехав по дороге вдоль Ирганайского водохранилища до села Карадах, мы повернули на грунтовую дорогу, которая привела нас к входу в ущелье. Туда нужно зайти и пройти пешком ещё приблизительно 1 километр до входа в Карадахскую теснину. Протяженность Карадахской теснины составляет приблизительно 400 метров, высота стен доходит до 170 метров, а средняя ширина ущелья- примерно от 2 до 4 метров. Протяженность Карадахской теснины составляет приблизительно 400 метров, высота стен доходит до 170 метров, а средняя ширина ущелья- примерно от 2 до 4 метров. Отвесные стены теснины гладко отполированы водами реки, на самой вершине они плотно сомкнуты в некоторых местах, а в других - закрыты огромными валунами. Маршрут по ущелью очень живописный, поэтому его так любят все туристы республики. Дойдя до завала, у которого кончается маршрут, мы, естественно, полезли дальше и выше. Помогая друг другу, мы прошли еще около ста метров и искупались в небольшом водопаде.

Далее наш путь лежал к Салтинскому водопаду, чтобы начать прогулку к которому нужно приехать в село Салта. Дорога идет сначала по горному серпантину через перевал, затем по грунтовой дороге. Этот водопад является еще одним чудом природы, он питается от горной речки Салтинка, пока не исчезает под землей, образуя очень необычное зрелище. Путь к подземному водопаду идет по дну каньона и начинается от автомобильной парковки на окраине села Салта. Дальше двигаться нужно по руслу реки, можно босиком, а можно взять в аренду сапоги-заброды. Пусть вас не обманывает определение «подземный», которое часто можно встретить в описании Салтинского водопада. Фактически он находится не под землей, а в очень узком месте каньона. Стены настолько высокие, что формируют подобие пещеры, в которую едва проникает свет. Интересен не только водопад, но и сам каньон, созданный водами реки, «пробившейся» через известняковые образования. Через 400м от начала маршрута вы попадете в самую узкую часть теснины. Здесь стены смыкаются, а для прохода остается 2–3м. Чем ближе вы к цели, тем шире становится каньон. В этом месте скалы наверху смыкаются так, что остается лишь округлое отверстие, через которое падают потоки воды. Это и есть Салтинский водопад. У пещеры несколько ярусов, по которым можно перемещаться. Но даже сверху место падения воды не рассмотреть. Зато в солнечный день на скалах можно наблюдать поразительную игру света и разноцветные узоры.

По пути к горе Шалбуздаг нам пришлось съезжать с трассы и искать место под лагерь где-то в горах. Установив лагерь, мы были очень удивлены, получив на свои телефоны сообщения, что мы в роуминге и что Азербайджан приветствует нас… Но к счастью выяснили, что мы еще в России, хотя и забрались на перевал, до которого «достают» вышки из соседней страны. Успокоившись и поужинав, все легли спать.

Рано утром мы поехали в село Мискинжа, из которого идет далее грунтовый серпантин 20 км. до подножия горы. Шалбуздаг - легендарная и священная вершина в Дагестане, один из высочайших пиков региона. Высота горы Шалбуздаг впечатляет — ее пики теряются на высоте 4142метров. Дорога по горному серпантину - настоящее испытание для машин! Увы, нам было не суждено взойти на эту гору, так как у одной из машин на большой высоте стала отказывать автоматическая коробка передач, поэтому было принято решение поехать в Дербент – город с 2000-летней историей. По пути мы заехали на побережье Каспия, где, в новом парке «Патриот» стоит необычный объект - советский ударный экраноплан-ракетоносец «Лунь», который поражает величием инженерной мысли. Конечно, все искупались в волнах Каспийского моря, которое очень приветливо встретило нас.

Далее мы посетили древнюю Крепость Нарын-Кала в Дербенте и доехали до села Первомайское, где пообщались с тренером Исрапиловым Курбаном Исрапиловичем, прожившем много лет в Волжском и воспитавшем 10 мастеров спорта и 50 кандидатов в мастера спорта и являющимся трехкратным чемпионом России по гиревому спорту. Всю группу наш земляк разместил в местное кафе, угостив вкуснейшими дагестанскими пирогами.  Поставив палатки на берегу моря, мы устроили ночное купание в волнах, а утро встретили под шум волн и восход солнца.

По дороге домой посетили Бархан Сарыкум, что в переводе означает «желтый песок». Крупнейший песчаный бархан в Европе, который занимает второе место по высоте мире. На бархане нас особенно поразил учет всей флоры и фауны, бегающие вокруг пронумерованные ящерицы.

По итогам путешествия в Дагестан нельзя не отметить радушие местных жителей, хорошее качество дорог, активно развивающуюся туристическую инфраструктуру.

Все путешествие прошло гладко, и было наполнено яркими впечатлениями. Приятно, что профсоюзная организация уделяет должное внимание подобным увлечениям членов Профсоюза. Выражаем признательность ППО «Волжская ГЭС» за содействие в организации нашего автотура.


Андрей Иванов – инженер ССИТС филиала ПАО «РусГидро»-«Волжская ГЭС»

Фотографии к новости: