Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Страхование от несчастных случаев

О проблемах, возникающих у работников, пострадавших от несчастных случаев, происшедших на производстве, в связи с различными сроками их давности и ранее не оформленных документально



В практике работы предприятий имеют место факты, когда работники обращаются в администрацию с заявлением о составлении акта по форме Н-1 на несчастный случай, который произошел с ними давно и не расследовался по разным причинам. Зачастую это случаи, когда последствия травмы проявляются значительно позже и пострадавшим устанавливается группа по инвалидности, а возмещение ущерба по месту работы не назначается. Прежде всего, это относится к последствиям черепно-мозговых травм. Сюда же относятся заявления пострадавших работников об отмене акта формы Н-1 и составлении нового акта в связи с несогласием с ранее произведенными выводами комиссий по расследованию несчастного случая, его сокрытия или квалификации, а также по несчастным случаям, о которых не было сообщено работодателю, без оформления больничного листка или в результате которых нетрудоспособность наступила не сразу.

Хотя отказ в проведении расследования не допускается, нередко с рассмотрением этих заявлений у работодателя и заявителя появляется много проблем, часто в связи с незнанием путей решения данных вопросов, нежеланием администрации их решать и пр. Профкомы обязаны оказывать заявителям необходимую помощь.

Действующее законодательство (ст.229 ТК РФ) не ограничивает срок давности для обращений граждан по поводу проведения расследования указанных несчастных случаев. При этом не имеет существенного значения, какими действовавшими нормативно-правовыми актами на момент происшествия руководствовались комиссии по расследованию или администрация предприятий. Расследуются такие случаи согласно ст. 424 ТК РФ в установленном порядке в соответствии с Положением, действующим на момент подачи заявления пострадавшим, но квалифицируются с учетом требований законодательства и других нормативно-правовых актов, регулировавших порядок расследования несчастных случаев на производстве во время их происшествия. Однако, если несчастный случай был неправильно квалифицирован или его причины были указаны неверно, Государственный инспектор труда или комиссия по новому расследованию несчастного случая вправе изменить квалификацию, причины и его обстоятельства-при выявлении новых объективных фактов, подтвержденных доказательно. Такими доказательствами, на основе вновь выявленных обстоятельств травмы, являются прежде всего: заново взятые объяснительные очевидцев и самого пострадавшего, других лиц, в т.ч. участвовавших в расследовании, осуществлявших непосредственный контроль за работой пострадавшего, проверенные по факту новых обстоятельств травмы или экспериментом; копии истории болезни, листки нетрудоспособности и пр.

Если пострадавший не согласен с результатами ранее проведенного расследования несчастного случая, происшедшего до 1.02.2003г., то несчастный случай расследует госинспекция труда.. В соответствии со ст.231 ТК РФ разногласия, возникшие между заключением (предписанием) госинспектора труда по изменению, дополнению или отмене акта ф.Н-1 и работодателем должны решаться исключительно в судебном порядке. Если же акт Н-1 вообще не был составлен, а случай не расследован и не оформлен в установленном в порядке, согласно действовавшим в то время нормативно-правовым актам, то должно быть проведено его расследование в соответствии с Положением об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях (утв. постановлением Минтруда России от 24.10.2002г.№  73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве»), а также с ТК РФ.

Заявления пострадавшего (или его доверенного лица) рассматриваются в течение одного месяца со дня поступления. Если завершить расследование в указанный срок невозможно по объективным обстоятельствам, председатель комиссии обязан своевременно информировать об этом пострадавшего, либо его доверенное лицо о причинах задержки расследования.

Для расследования легкого несчастного случая приказом работодателя создается комиссия из трех человек: представитель работодателя, представитель профкома, уполномоченный по охране труда. Пострадавший работник (его доверенное лицо) имеет право на личное участие в расследовании несчастного случая.

Для расследования тяжелого несчастного случая в состав комиссии включаются госинспектор труда, представители органа местного самоуправления, территориального объединения профсоюзов, страховщика (ФСС). Работодатель образует комиссию и утверждает ее состав во главе с госинспектором труда. Расследование тяжелого несчастного случая может быть проведено госинспектором труда по месту проживания (обращения) пострадавшего без образования комиссии. Если изменяется форма собственности без сохранения правопреемственности, либо ликвидируется организация в порядке и на условиях, установленных законодательством, расследование несчастного случая проводится по заявлению пострадавшего, либо его доверенного лица госинспектором труда с участием представителей соответствующего исполнительного органа страховщика и территориального объединения организаций профсоюзов.

При несчастных случаях, о которых не было своевременно сообщено, пострадавший обязан представить в комиссию в письменной форме подробное объяснение по данному несчастному случаю, в котором должно быть указано: почему он своевременно не сообщил работодателю (а если сообщил, то почему не было реакции) о случившемся, а также обстоятельства происшествия; названы очевидцы, ответственные лица, кто давал задание и руководил работами и т.п.

В соответствии с ФЗ-125 от 29.07.1998г. застрахованный или его доверенное лицо имеет право обратиться к страховщику- ФСС за назначением страхового возмещения независимо от срока давности страхового случая.

Назад в раздел