Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
119119, г. Москва, Ленинский проспект, д. 42
Наш адрес
+7 (495) 938-83-78
Приемная
	
5 февраля 2021

О том, что делать в исключительных случаях, ставящих под угрозу жизнь и здоровье, нормальные условия труда и быта работников предприятия (организации). О новых способах и методах обналичивания денежных средств, об уклонении от уплаты обязательных платежей и иных задолженностей, а также о других случаях противоправных деяний велась дискуссия на очередном заседании рабочей группы по развитию социального партнёрства и координации действий сторон Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (Комиссии) 3 февраля текущего года, в заседании которой приняло участие без малого шестьдесят руководителей и специалистов, представляющих отраслевые профсоюзы и их объединения, объединения работодателей и Федеральные органы исполнительной власти.

И эту полемику, на первый взгляд, никак не связанную с вопросами и задачами социального партнерства, предопределила заявленная на заседание Рабочей группы повестка дня:

-         о проекте федерального закона «О внесении изменений в статьи 382 и 391 Трудового кодекса Российской Федерации»;

-         о проекте рекомендаций Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений по организации дистанционной (удалённой) работы и по определению категорий работников, в приоритетном порядке временно переводимых на дистанционную (удалённую) работу по инициативе работодателя в исключительных случаях.

Первый же вопрос вызвал жаркие дебаты. И совсем неспроста, так как речь в нем велась об одном из ключевых инструментах социального партнерства на местах – Комиссии по трудовым спорам (далее – КТС). Предлагаемые Минюстом изменения в статьи 382 и 391 Трудового кодекса Российской Федерации подразумевают, ни много ни мало, исключение из полномочий комиссий по трудовым спорам (КТС) главного из них – полномочия по рассмотрению споров по выплате заработной платы и других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений. Эти поправки Минюст при поддержке Росфинмониторинга пытается провести уже не впервые. Опираясь на утверждённый Президентом Российской Федерации протокол оперативного совещания Совета Безопасности Российской Федерации от 09.10.2019 года и основывая свои аргументы на ничем не подкреплённых «расчётах» эти Федеральные органы исполнительной власти с упорством, достойным лучшего применения, выставляют важный элемент социального партнёрства криминальной схемой, наносящей якобы миллиардный ущерб российской экономике.

Минтруд и профсоюзы последовательно отстаивают позицию, которая заключается в недопустимости ограничения работников в выборе способа реализации своего права на защиту от неправомерных действий работодателя в части своевременности и полноты выплаты заработной платы. Кроме того, в своём заключении к законопроекту Министерство труда и социальной защиты указывает на неизбежное изменение баланса интересов сторон в пользу работодателей. Генеральная прокуратура Российской Федерации, в свою очередь констатирует в своем отзыве на предлагаемый законопроект возможность оценки целесообразности исключения из компетенции КТС споров по выплате заработной платы и других выплат, только на основе комплексного анализа эффективности применения данного института для обеспечения защиты нарушенных прав работников на оплату труда.

Нечасто так случается, что сторона работодателей, в целом, согласна с профсоюзной стороной. Представители работодательских сообществ едва ли не единодушно выразили свою заинтересованность в сохранении КТС, как инструмента социального партнёрства в действующем виде, ссылаясь на предоставляемую им возможность конструктивного разрешения конфликтов, в первую очередь связанных как раз с оплатой труда, именно внутри организации. Без привлечения внешних сил, таких как Трудинспекция, прокуратура или суд.

   По окончанию дискуссии Рабочая группа приняла решение не согласовывать представленный Минюстом законопроект, продолжить консультации и предложила Министерству поработать над аргументацией, обосновывающей в цифрах реальность заявляемой проблемы, ради решения которой затевается внесение спорных изменений в трудовое законодательство.

Второй вопрос повестки не нёс столь же жаркого дискуссионного накала. Всем известно, что Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, своим постановлением от 26 ноября 2020 г. N 9238-7 ГД приняла Федеральный закон «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования дистанционной (удалённой) работы и временного перевода работника на дистанционную (удалённую) работу по инициативе работодателя в исключительных случаях». Однако, тем же самым постановлением Госдума рекомендовала Комиссии разработать рекомендации сторонам социального партнёрства по организации дистанционной (удалённой) работы и по определению категорий работников, в приоритетном порядке временно переводимых на дистанционную (удалённую) работу по инициативе работодателя в исключительных случаях.

Такие рекомендации были разработаны Минтрудом и вынесены на обсуждение рабочей группы. Эксперты, в большинстве своём, согласились с небесполезностью таких рекомендаций и по итогам непродолжительной дискуссии решили продолжить их обсуждение после учёта в рабочем порядке всех внесённых предложений, которых оказалось не так мало. Александр Владимирович Мурушкин, заместитель председателя ВЭП выступил с тремя из них, одной редакционной и двумя сутевыми. Он отметил в своём выступлении необходимость указания в рекомендациях более полного перечня затрат дистанционного работника, связанных с выполнением им трудовой функции и подлежащих возмещению работодателем, а именно затрат на выделение необходимой для обустройства рабочего места площади в жилом помещении, либо её аренде вне дома, а также необходимость определения порядка обеспечения соответствия требованиям охраны труда рабочего места дистанционного работника.

Сформулированные предложения специалисты Аппарата Всероссийского Электропрофсоюза, в соответствии с принятыми рабочей группой решениями, направят в ближайшее время в адрес Секретариата РТК и Минтруда. А на сегодняшний день можно уверенно констатировать, что Российская трёхсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, на всех её уровнях своей упорной систематической работой способствует сохранению баланса социально-трудовых интересов в обществе как в текущем моменте времени, так и в обозримом будущем.

 

Департамент социально-трудовых отношений и социального партнёрства Аппарата ВЭП

Фотографии к новости:

979