В России тестируется цифровая модель тарифного регулирования — она позволит уйти от бюрократизации и субъективности принятия решений и добавит унификации многим процессам. В десяти регионах страны уже реализуются пилотные проекты по отдельным направлениям глобальной модели, и первые результаты говорят, что выбранная регулятором тактика правильная.
— Какие тенденции будут определять развитие тарифного регулирования в электроэнергетике в перспективе?
— На горизонте 5–7 лет нас ждут цифровые реформы, которые повлияют на тарифное регулирование. Правительство РФ уже проводит цифровизацию государственного управления и экономики. Такой же реформе подвергнется и государственное тарифное регулирование, когда оно станет не государственной услугой, а цифровым сервисом для компаний по установлению тарифов, и мы увидим совершенно другой формат взаимодействия компаний, государства и потребителей.
Мы работаем сейчас над концепцией новой целевой модели государственного тарифного регулирования. Она позволит исключить бюрократизацию, субъективность принятия решений и уйти в формат унификации и стандартизации соответствующих процессов. Уже сейчас у нас есть пилоты, которые позволят нам оценить первые шаги по внедрению «цифры».
В ФАС России внедрен и заработал «цифровой тарифный светофор», о котором мы неоднократно говорили. Мы были поражены результатами: буквально в первые минуты работы «светофора» мы выявили все ошибки, которые допускают регуляторы при принятии тарифных решений в субъектах Российской Федерации. Сейчас есть 10 параметров, по которым мы оцениваем все решения, в дальнейшем их будет больше 100. «Светофор» проверяет каждый такой параметр по каждому тарифному решению.
Примерно в апреле мы расскажем, какие результаты дал «цифровой тарифный светофор» по итогам тарифного регулирования на 2021 год что и получилось в пилотных регионах. В дальнейшем аналитическая платформа будет совершенствоваться, а алгоритмы проверки станут глубже и сложнее. В пилотных регионах удалось создать и протестировать цифровую тарифную заявку.
На втором этапе предстоит сделать типовые экспертные заключения, частично повторяющие контур каждой цифровой заявки, но учитывающие в расчете параметры, которые определяются регулятором. На третьем этапе цифровая тарифная заявка и экспертное заключение соединятся с тарифным светофором.
К интересному и современному направлению в сфере электроэнергетики следует отнести развитие услуг агрегаторов спроса. Исторически считалось, что спрос на электроэнергию неэластичен и потребителю сложно отказаться от электроэнергии в случае повышения цены. Это далеко не так. Фактически агрегаторы — это организованная группа потребителей, молниеносно реагирующих на команды системного оператора путем снижения своего потребления. Более того, роль потребителя электроэнергии меняется. Теперь он не пассивен, а способен не только оптимизировать свое потребление, но системно улучшать параметры энергосистемы за счет коллективной и слаженной работы. Отмечу, что этот сектор растет очень динамично — за 2020 год он вырос в 10 раз, с 50 МВт до порядка 500 МВт, и эта тенденция ближайшее время будет сохраняться. При достижении общего уровня в 1,5 ГВт можно говорить об ощутимом и значимо измеримом влиянии потребителей на ценовые и объемные значения рынка электрической энергии. В 2021 году начнем работу над целевой моделью участия агрегаторов, и нас ждет достаточно интересное преобразование — оно продлится около двух лет. А через 5 лет этот сегмент сможет оказывать существенное влияние на рынок.
— Какие новые решения в сфере тарифного регулирования ожидаются в 2021 году?
— Первый блок решений касается завершения работы над моделями долгосрочного тарифного регулирования в электроэнергетике.
Федеральным законом от 02.08.2019 ФЗ № 300 установлено, что долгосрочными станут все тарифы на услуги по передаче электрической энергии с 2023 года. До недавнего времени тарифы сетевых организаций определялись на год, но теперь минимальный срок первородных новых тарифов должен быть пять лет. Это серьезное изменение, которое затронет весь электросетевой блок отрасли.
Кроме того, другая естественная монополия — Системный оператор
(АО «СО ЕЭС») может быть в обозримом будущем переведен на долгосрочное регулирование (сначала на три года, а затем на пять лет). Правильно настроенное долгосрочное регулирование позволяет определять параметры эффективности компании, к которым нужно стремиться, а также стимулирует к снижению издержек и к внедрению более современных способов управления компаниями.
Второй блок — эталоны, более прозрачный и ясный механизм тарифообразования, исключающий субъективный подход в регулировании и создающий мотивацию у менеджмента организации оптимизировать ее деятельность. Эталоны необходимо внедрить в электросетевом комплексе, потенциально они применимы к более чем 1700 сетевым организациям.
Третий блок решений касается внедрения регуляторных соглашений. Они, по нашему мнению, дадут импульс для развития отрасли, эта опция была введена вышеупомянутым Федеральным законом от 02.08.2019 № 300-ФЗ. Проект постановления Правительства РФ, которое описывает типовое регуляторное соглашение, порядок его заключения и основные параметры, которые должны быть в нем прописаны, уже готов. В текущей версии документа такие соглашения будут возможны к заключению региональным регулятором как с крупными, так и с более мелкими сетевыми компаниями. Соглашения становятся легитимными только после согласования со стороны ФАС России.
Отдельно четвертым блоком я выделю комплекс мер по повышению эффективности электросетевого комплекса.
Первая мера — это решение вопросов перекрестного субсидирования, связанных с его сдерживанием, снижением и грамотным управлением. В 2019 году была заложена хорошая основа — принято постановление Правительства РФ от 13.11.2019 № 1450. Было введено понятие «ставка» перекрестного субсидирования, определен принцип равномерного распределения перекрестного субсидирования между потребителями (одинаково на все уровни напряжения). Это позволило повысить ответственность регионов за принятие решения и во многом предотвратило наращивание соответствующего размера перекрестного субсидирования. И сейчас наблюдается явное торможение роста перекрестного субсидирования.
Вторая мера — снижение потерь в электрических сетях. Возможность экономии от снижения потерь является одновременно источником для новых инвестиций и фактором сдерживания роста тарифов сетевых организаций.
Третья мера — повышение отдачи электросетевого оборудования, преодоление тренда его старения. Соответствующие показатели обязательно должны быть внедрены в электросетевом комплексе, ведь сети должны следить за обновлением фондов и повышением эффективности их отдачи.
Отдельными блоками я поставлю новые направления: рассмотрение вопроса о целевой амортизации при тарифном регулировании; учет средств инвестиционной программы сетевых организаций по факту реализации соответствующих мероприятий (по аналогии с ДПМ).
— Какой из блоков решений ФАС вызвал наибольшие споры в отраслевом сообществе? Вероятно, это касается в большей степени перекрестного субсидирования?
— Перекрестное субсидирование — очень дискутируемая тема, однако я не назову ее спорной. Большинство экспертов считают, что перекрестное субсидирование необходимо ликвидировать. Основные обсуждения касаются способов и скорости снижения перекрестки, особенно в условиях проведения государством сдержанной тарифной политики на услуги ЖКХ. Уже сейчас каждый регион способен самостоятельно, не превышая параметры социально-экономического прогноза, эффективно управлять и снижать перекрестное субсидирование. Это касается и динамики тарифов и определения льготных коэффициентов. Есть и новые инструменты. Например, ступенчатые тарифы в регионе могли бы исключить злоупотребления со стороны майнеров, что снизит тарифную нагрузку на прочих потребителей.
— Будут ли синхронизированы долгосрочные тарифы и исходный сводный прогнозный баланс электрической энергии и мощности?
— Это интересный вопрос. Следует понимать, что тарифы накладываются на объемы, и при установлении тарифов регуляторам и компаниям будет крайне непросто определить для себя однозначные объемные значения. Скорее всего, сводный прогнозный баланс в будущем будет долгосрочным. По крайней мере, часть его параметров, играющих важную роль для долгосрочного тарифного регулирования.
— Как тарифное регулирование может повлиять на инвестиции в отрасль и инвестиции в стране в целом?
— Электроэнергетика — не только самостоятельная отрасль с инвестиционным климатом, но и смежная с другими отраслями составная часть экономики, неразрывно влияющая на темпы ее развития. Потребители, которые получают энергию, являются инвесторами и участниками крупных макроэкономических отношений. Для баланса между потребителями и регулируемыми компаниями нужно одновременно обеспечить доходность в сфере энергетики и доступность соответствующего ресурса, не только потерять, но и получить новых потребителей, сохранить их в нужном объеме, накапливая и увеличивая потребления. За счет прироста новых участников и оптимизируется имеющаяся инфраструктура, исключается дублирование мощностей и неэффективное расходование средств. Это непростая задача — за последние 10 лет электропотребление в стране в целом неизменно и рост незначителен. Поэтому основная задача — оптимизация текущей энергетики, инфраструктуры, использование инноваций, а не наращивание объемов как таковых.
Запуск механизма вывода объектов из эксплуатации, формирование государственной политики по сдерживанию тарифов, а также реализация перечисленных мер будут способствовать решению проблем энергетики и оптимизации ее составляющих.
2301