ФНПР отмечает, что увеличение уровня теневой занятости может вызвать дисбаланс на рынке труда. Замещение части официальных работников более дешевой рабочей силой из «тени» способно привести к снижению цены на трудовые ресурсы и постепенному падению уровня официальной заработной платы. В ФНПР подготовили предложения по снижению уровня теневой занятости и направили их заместителю Министра труда и социальной защиты РФ Елене Мухтияровой.
Предотвратить увеличение уровня теневой занятости может контроль со стороны федеральной инспекции труда - Роструда, однако ее деятельность затруднена из-за ограничений, которые введены постановлением Правительства РФ №336 от 10 марта 2022 года (ссылку на постановление). Более того, текущий порядок не соответствует ратифицированной РФ Конвенции №81 МОТ об инспекции труда и, более того, положениям Трудового кодекса РФ.
«Применение к деятельности федеральной инспекции труда постановления №336 фактически вводит мораторий на реализацию статьи 19.1 ТК РФ, в части права государственного инспектора труда выдавать предписания об устранении нарушения части второй статьи 15 ТК РФ, а также на реализацию государственной гарантии по оплате труда работников посредством проведения проверок полноты и своевременности выплаты заработной платы, не говоря о том, что в целом затруднен гарантированный статьей 352 ТК РФ один из основных способов по защите трудовых прав и свобод», - заявляют в Федерации Независимых Профсоюзов России.
В ФНПР же считают, что снижение регуляторных издержек для отечественных предпринимателей любой ценой недопустимо. Тем более за счет нарушения трудовых прав граждан.
Как профсоюзы предлагают предотвратить рост теневой занятости?
ФНПР предлагает разработать и внести изменения в постановление №336 в целях осуществления мероприятий федерального государственного контроля за соблюдением трудового законодательства в части требований к оформлению трудовых отношений, создать упрощенный механизм заключения трудовых договоров и ввести обязательное страхование утраты заработка, в том числе при потере работы.
Упрощенный механизм заключения трудовых договоров
Отсутствие у гражданина работы, необходимость средств к существованию, общее состояние рынка труда зачастую вынуждают гражданина соглашаться при приеме на работу на заведомо невыгодные для него условия, которые навязывает работодатель. В связи с этим ФНПР предлагает установить возможность заключения трудовых договоров в следующем порядке:
1. Работник, фактически допущенный к трудовой деятельности, направляет уведомление о факте заключения трудового договора без письменного оформления в заинтересованные госорганы – Роструду, федеральной налоговой службе и государственным внебюджетным фондам. Причем уведомление предлагается формировать и направлять через Единый портал государственных и муниципальных услуг населению, а также Единую цифровую платформу «Работа в России». С этого момента, по умолчанию, трудовой договор считается фактически заключенным на неопределенный срок.
2. Далее предполагается, что органы федеральной инспекции труда на основании полученного уведомления информируют работодателя о регистрации факта трудовых отношений без письменного оформления трудового договора. Они предлагают завершить оформление с помощью платформы «Работа в России».
3. Для работодателей, которые уклоняются от завершения оформления трудовых отношений, объявляется предостережение и предлагается принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований. Если работодатель не согласен с решением Роструда о регистрации факта возникновения трудовых отношений, то он может обратиться в суд.
На данный момент обращаться в суд, чтобы реализовать свои трудовые права, в частности заключение трудового договора, приходится работнику. Хотя Трудовой кодекс РФ (статья 67) предусматривает обязанность работодателя при фактическом допущении работника к работе оформить трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней.
Страхование утраты заработка
Как предлагает ФНПР, новый вид социального страхования полной или частичной утраты заработка, в том числе при потере работы, задолженности по зарплате и неполной занятости, должен носить обязательный характер. Его финансирование может осуществляться, например, за счет 1-1.5% налога на доходы физических лиц. Для работников, которые не имеют необходимого страхового стажа, должны быть предусмотрены социальные выплаты за счет бюджетных средств.
В качестве страховщика предлагается определить Фонд пенсионного и социального страхования РФ. По мнению профсоюзов, это позволит обеспечить доступность услуг по страхованию на всей территории страны и гарантировать исполнение обязательств перед застрахованными лицами.
«Такой подход обеспечит финансовую устойчивость системы страхования, не приведет к возникновению нагрузки на работников или работодателей, позволит существенно повысить уровень доходов и качество жизни граждан как работающих, так и потерявших работу, а также повысит заинтересованность их самих в легализации трудовых отношений», - отмечает ФНПР.
1282