Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Финальное заседание Комиссии по переговорам состоялось в пятницу 13-го!

	
16 декабря 2024

В минувшую пятницу, 13-го декабря, прошло финальное заседание Комиссии по ведению коллективных переговоров по подготовке проекта Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике РФ на 2025-2027 годы (ОТС). Видимо, решив до конца обыграть мистицизм цифры 13, Комиссия начала свою работу ровно в 13 часов, предварительно подписав Протокол №13 предыдущего заседания. Насколько символичным окажется роль этого числа в реализации норм и положений, заложенных и согласованных в отраслевом социальном стандарте, безусловно, покажет только время, но с древних времён ведающие люди знали и понимали, что число 13 приносит особенный успех, который положительно влияет на жизнь человека.

Однако не будем углубляться в нумерологию, тем более что по завершении любой работы, а уж тем более столь масштабной и значимой, как подготовка ОТС, принято подводить некоторые итоги и анализировать, насколько оправдались ожидания. Попробуем немного с этим разобраться…

Коллективные переговоры по подготовке проекта минимального отраслевого социального стандарта – процесс всегда сложный, творческий, требующий от его участников наличия определенных углубленных знаний и навыков, выдержки и терпения, с труднопрогнозируемым итоговым результатом. Вступая в переговоры, Профсоюзная сторона выстраивала свою позицию с учетом наличия в отрасли ряда негативных процессов, одним из которых остается высокий дефицит и текучесть кадров, а также значительное увеличение интенсификации труда.

Очевидно, что ключевым фактором здесь является уровень заработной платы, конкурентоспособность которой за последние годы в сравнении с рядом других отраслей существенно снизилась. В связи с этим совершенно обоснованным является запрос представителей трудовых коллективов, любящих свою профессию и остающихся верными решению посвятить себя работе в электроэнергетике, о повышении уровня заработной платы!

Тезис о необходимости существенного повышения заработной платы непрерывно звучал от Профсоюзной стороны не только в ходе заседаний Комиссии в период переговорной кампании, но и на различных площадках, в том числе с участием представителей Министерства энергетики Российской Федерации и крупнейших энергетических компаний. Последовательно обнажая в ходе открытого диалога неудобные факты в сфере труда, такие как низкие оклады промышленно-производственного персонала, существенная дифференциация в оплатах труда, несопоставимые с напряженностью и ответственностью размеры доплат за выполнение дополнительных обязанностей, отсутствие оплаты за дежурство на дому и другие. Профсоюзная сторона стремилась донести до представителей Работодателей одну ключевую мысль: уровень оплаты труда должен быть конкурентоспособным, таким, чтобы заработная плата выполняла свою главную функцию – воспроизводственную, позволяющую работникам реализовывать не только базовые потребности, а обеспечивать благополучное существование и всестороннее развитие для себя и членов своей семьи! Это в идеале…

Был ли услышан Профсоюз? Отчасти да! И Работодатели, и представители профильного министерства не отрицают очевидность обозначенных проблем и, более того, находятся в поиске их решений! Но даже в этой, отнюдь не идеальной картине социального взаимодействия на отраслевом уровне, фигурирует еще одно весомое обстоятельство – государственная политика регулирования цен (тарифов) на услуги энергетических компаний. Именно государство может обнулить все достигнутые договоренности и свести к нулю обоюдное желание сторон переговорного процесса иметь на предприятиях отрасли конкурентный уровень оплаты труда.

Это обстоятельство является основным сдерживающим фактором, не позволяющим закрепить все желаемые параметры по оплате труда и социальной политике, поскольку в условиях отсутствия подтвержденных тарифных источников все «хотелки» не могут быть реализованы и учтены регуляторами, как уже было при выполнении договоренностей по ОТС на 2013-2015 годы, где были согласованы параметры существенного опережающего роста ММТС. Тогда это привело, сначала к неисполнению ОТС, а потом и к появлению в энергокомпаниях программ по поэтапному доведению целевых параметров до значений, закрепленных в Соглашении.

В ходе продолжительной работы над проектом ОТС в этом году, которая с учетом двух согласованных перерывов продолжалась практически полгода, Стороны вынуждены были находить компромиссные решения, позволяющие обеспечить реальность взятых на себя обязательств и гарантировать сохранение социального мира в организациях.

Что в итоге? В итоге мы имеем согласованный проект ОТС, торжественное подписание которого традиционно планируется приурочить к профессиональному празднику Дню энергетика. Учитывая все сложности переговорного процесса и большие различия в стартовых позициях Сторон по ключевым параметрам отраслевого стандарта, этот факт уже является большим достижением!

Можно ли назвать согласованные параметры в ОТС прорывными? К огромному сожалению, нет! Вместе с тем, новое Соглашение качественно отличается от действующего не только проиндексированными параметрами по оплате труда и социальному пакету договоренностей, но и рядом новаций, которые в среднесрочной перспективе могут дополнительно способствовать повышению уровня оплаты труда работников. Таковыми могут стать новые Рекомендации по оплате труда для организаций сетевого комплекса, введенные недавно в действие, которые хоть и являются самостоятельным документом, но неразрывно связаны с ОТС.

Что дальше? Как минимум – контроль исполнения ОТС, а как максимум – большая работа по изменению законодательства в области тарифообразования, направленная на то, чтобы затраты в тарифах учитывались именно в соответствии с обязательствами, закрепленными в Соглашении! И это, пожалуй, одно из важнейших направлений совместной работы сторон социального партнерства в лице Всероссийского Электропрофсоюза и Ассоциации «ЭРА России».

1336